«Поцелуй» Бранкузи не находит покоя на парижском кладбище

На знаменитую скульптуру Константина Бранкузи «Поцелуй», установленную на кладбище Монпарнас на могиле покончившей с собой русской эмигрантки, претендуют родственники погребенной. Власти Парижа готовы бороться за столь значимый культурный объект

Скульптура Константина Бранкузи «Поцелуй» на могиле Тани Рачевской на кладбище Монпарнас, Париж
Источник: lemonde.fr
Надгробный памятник в виде двух сплетенных в поцелуе фигур является чуть ли не главной достопримечательностью Монпарнасского кладбища. По популярности он превосходит даже надгробие на могиле самого Константина Бранкузи, пешком пришедшего из Румынии в Париж и ставшего здесь всемирно известным скульптором. Но поклонники творчества пионера авангардной скульптуры при посещении кладбища, как правило, первым делом устремляются не к месту его упокоения, а к могиле русской эмигрантки Тани Рачевской. Молодая революционерка-анархистка, бежавшая из России после революции 1905 года, поступила в Париже на медицинский факультет, где так сильно влюбилась в своего преподавателя, румынского врача Соломона Марбэса, что свела в итоге счеты с жизнью в возрасте 23 лет. Ее избранник был столь потрясен случившимся, что на свои средства оплатил и ее место на кладбище, и установленную в 1910–1911 на могиле скульптуру «Поцелуй» своего соотечественника Константина Бранкузи. Интересен тот факт, что родственникам Тани Рачевской памятник поначалу совсем не понравился, они даже хотели его демонтировать, но скоро в России началась революция, и им стало не до того.

Но отношение родственников несчастной влюбленной кардинально поменялось после того, как цены на работы Константина Бранкузи стали расти (текущий аукционный рекорд автора — $71 млн). Впервые родственники заявили о своих правах на памятник на могиле Рачевской еще в 2006 году: на хрестоматийное произведение появилось сразу шестеро претендентов. Но власти Парижа ответили, что памятник является культурным объектом и перемещению не подлежит.

После многолетнего судебного разбирательства в декабре 2020 года французский суд признал, что наследники таки имеют право претендовать на работу. Аргументация истцов была построена на том, что «Поцелуй» не был изначально задуман как часть этого захоронения, а был просто скульптурой из мастерской Бранкузи (а значит, одно отделимо от другого). Но когда они попытались тогда же, в декабре 2020 года, забрать работу с кладбища, власти Парижа не позволили им этого сделать. Спор вокруг скульптуры продолжается.

 

Источник

Запись опубликована в рубрике Новости искусства, Новости культуры с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.